Posted 27 марта 2015,, 06:50

Published 27 марта 2015,, 06:50

Modified 12 ноября 2022,, 08:45

Updated 12 ноября 2022,, 08:45

«Воронка Попова»

27 марта 2015, 06:50
«Воронка Попова»

Задержание следственными органами бывшего директора муниципального предприятия «Петропит» Ольги Залецкой и директора торгового дома «Ленторг» Александры Корниловой угадывалось, но оказалось всё-таки неожиданным.

Следственные органы давно изучают сделку в результате которой муниципальное здание в Петрозаводске, где размещалось муниципальное же учреждение «Петропит», продано было на аукционе заместителю директора ООО «Торговый дом «Ленторг» Анастасии Кравчук. Аукцион проведён был с одним участником. Причём в начале сделки директор муниципального предприятия О. Залецкая отказывалась от продажи городского имущества как раз по причине того, что не возникло ожидаемого состязания, однако на проведении торгов настоял суд, посчитавший что отказ от продолжения объявленных торгов нарушает интересы добросовестного покупателя А. Кравчук. В результате здание продано было за 18 миллионов рублей, поступивших в столичный бюджет. Столь малая сумма объяснялась тем, что здание обременено было долгосрочным договором аренды. И, действительно, надо иметь лишние деньги, чтобы приобретя имущество, затем не иметь возможности им воспользоваться по собственному желанию, так как у твоего имущества имеется арендатор, и это вынужденное «сожительство» под одной крышей – надолго.

Следствие доказывает, что продажа здания произошла по заведомо заниженной цене, в результате чего городская казна, уступив здание в пять тысяч квадратных метров в центре Петрозаводска, не досчиталась как минимум 16 миллионов рублей. По этой причине и возбуждено следственными органами уголовное дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество».

Из участников той сделки уже попали в уголовный оборот продавец О. Залецкая и директор торгового дома «Ленторг» А. Корнилова, но не потому что А. Кравчук оказалась её заместителем, а из-за того, что арендатором, обременившим долгосрочной арендой городское имущество, являлась тогда как раз А. Корнилова, будучи директором предприятия-арендатора (не о «Ленторге» речь идёт). И у следственных органов возникла рабочая версия, что схема с обременением муниципального имущества тут не случайно появляется, фактически распугивая потенциальных покупателей муниципального здания и сбивая аукционную цену. Сделано ли это со злым умыслом ещё требуется доказать.

О возможности своего задержания Ольга Залецкая и Анастасия Кравчук заявляли ещё в январе 2014 года, когда в ходе пресс-конференции, проводившейся в стенах Законодательного собрания Карелии парламентской фракцией «Яблоко», сообщили журналистам об ожидаемых в феврале арестах их обеих . Тогда же О. Залецкая довольно откровенно предположила, что причиной уголовного преследования являются не участники сделки, потому что в её понимании сделка была законной, а выкруживали силовики над бизнесменом Василием Поповым, пытаясь с помощью уголовных дел в отношении его ближайшего окружения опутать и его. И в той ситуации личное участие жены В. Попова, Анастасии Кравчук, в сделке, вызывавшей подозрения, стало удивительной оплошностью четы Поповых. Этот явно неосторожный шаг и стал впоследствии капканом для всей бизнес группы В. Попова. Каждый имевший отношение к аукциону при продаже здания «Петропита» стал объектом уголовного преследования.

Судя по вчерашним действиям следователей можно понять, что доказательная база за прошедший год собрана (а в прошлогоднем феврале не произошло арестов, как мы знаем) и все фигуранты дела перешли в разряд обвиняемых, обвиняемых в мошенничестве. Двоих уже задержали – О. Залецкую и А. Корнилову. Покупателя А. Кравчук пока не ограничили какой-либо мерой пресечения свободы и только потому, видимо, что она, как и её муж Василий Попов, в данный момент, и очень вовремя надо заметить, оказалась за рубежами России. Они отдыхают. И это приятное времяпрепровождение им лучше не прерывать. Возвращение в Россию жены Попова теперь можно воспринимать будет как добровольную явку в следственный комитет, где, разумеется, её ждут, и документ на этот случай, скорее всего, заготовлен. Потому Василий Попов с Анастасией Кравчук какое-то время поживут вдали от Родины.

О возможности арестов совсем недавно на пресс-конференции рассказывал журналистам сам Попов, когда комментировал задержания близких ему политиков и бизнесменов Д. Алиханова и О. Фокина (последнему, к слову, продлили на днях срок содержания под стражей до 27 мая; с 30 января 2015 г. в статусе арестанта бывший спикер Петросовета пребывает). Но в тот момент В. Попов полагал, что следующим арестованным станет он. По его словам бессмысленно запирать в СИЗО Алиханова с Фокиным, если оставлять его на свободе. Этот самооговор объяснялся тем, что все прежние аресты своих товарищей и компаньонов В. Попов связывает с политической конкуренцией группы местных политиков – в этом списке он видит себя, потом депутата парламента и бизнесмена Д. Алиханова, О. Фокина – с губернатором А. Худилайненым, и с предстоящими досрочными выборами на пост главы Карелии. В. Попову кажется, что если его не арестовать, то избирательной кампании Худилайнену не выиграть в Карелии. И от того свой арест ему представлялся логичным.

Однако дожидаться умозрительной развязки он благоразумно не стал, отъехав в Европу. В. Попов человек состоятельный и может себе позволить отдохнуть от трудов коммерческих. Вовремя и супруга его решила посмотреть на мир, покинув Россию. Надо полагать на время. Хотя тут правильнее употребить такую выжидательную характеристику как на неопределённое время.

Две соратницы В. Попова, А. Корнилова с О. Залецкой, видимо, близкой угрозы не чувствовали и длительный отдых вне России не планировали для себя. Хотя ходит разговор, что они не столь давно выезжали за рубеж и даже будто бы для встречи с Поповым. Встречались ли они? Беседовали ли? И если да, то о чём шёл разговор? Того мы не знаем. Известно лишь достоверно, что следственные органы их задержали, теперь они арестованы по решению суда.

В. Попов прав идут по его следу. Но это от и того тоже, что наследил он немало. Слишком осязаем след.

Обсуждаться привычно будут две версии: криминальная (позиция следствия) и политическая (сторона Попова). Следователям предстоит документально материализовать своё предположение о сговоре в результате которого группа заинтересованных лиц мошенническим путём завладела муниципальным имуществом. В. Попов и его соратники, во-первых, должны отбиться от этих нападок, а, во-вторых, убедить всех в том, что преследуют Попова и его окружение именно по политическим мотивам, когда Худилайнен, пользуясь скрытыми рычагами силовой власти, уголовными делами уничтожает в республике партийно-политическую оппозицию. Таким образом он будто бы выжигает любую политическую конкуренцию в Карелии.

Исключать последнее предположение нельзя, так как губернатор А. Худилайнен как минимум заинтересован в том, чтобы его публичных хулителей прижали в Карелии. Тут трудно что-то возразить. Но это личное его психологическое желание – и это только наше допущение, – имеет ли он возможность, на чём настаивают его политические оппоненты (не конкуренты всё-таки), управлять процессом уголовного преследования Попова, Алиханова, Фокина, Залецкой и прочих, попавших в уголовный переплёт граждан, – это вопрос. Мы бы ответили на него отрицательно. Другое дело, что губернатору Карелии выгодна складывающаяся ситуация и его политическое окружение постарается извлечь из сложившихся обстоятельств пользу для себя.

Происходящие события не однолинейны и здесь нет одного или двух простых объяснений (на чём настаивает сторона Попова), тут, скорее всего, на объективные обстоятельства (на уголовные дела, имеющие под собой фактическую основу) накладываются скрытые политические поправочные коэффициенты (но они не главные в разворачивающихся событиях).

Попробуйте ответить на вопрос, на который утвердительно отвечает Василий Попов: он и его команда угрожают А. Худилайнену на предстоящих выборах на пост главы Карелии? На мой взгляд, нет. Не будем никого унижать и утверждать, что у Худилайнена нет в данный момент равных ему конкурентов. Допустим, что есть такие. Но законный механизм формирования корпуса кандидатов на пост главы республики таков в стране, что никогда группе Попова-Алиханова не зарегистрировать своего кандидата в губернаторы в качестве участника избирательной кампании. У этой группы нет кадрового ресурса в районах Карелии, чтобы преодолеть муниципальный барьер, без чего регистрация кандидата в принципе невозможна. А значит и никакой реальной угрозы группа Попова-Алиханова для гипотетического кандидата в губернаторы А. Худилайнена не представляет. Мешать ему избраться она может (существует подконтрольный им медийный ресурс), но это не опрокинет избирательную кампанию А. Худилайнена и шансы выбраться у последнего на пост главы Карелии очень велики, если даже не фатально победны. Потому та сложная схема выдавливания В. Попова из региональной политики, как он её рисует, выглядит не убедительно. И без силового преследования можно запросто выставить группу Попова за скобки избирательных губернаторских баталий.

"