Posted 1 сентября 2014,, 12:49

Published 1 сентября 2014,, 12:49

Modified 12 ноября 2022,, 08:54

Updated 12 ноября 2022,, 08:54

Кто идет во власть?

1 сентября 2014, 12:49
Кто идет во власть?
Сюжет
Статьи

Сентябрьские довыборы в органы местного самоуправления с одной стороны охватывают практически всю территорию Карелии (из 18 муниципальных образований только в двух - в Беломорском и Калевальском – не проходят выборы), а с другой - от числа всех избирателей Карелии, а это чуть более 545 тысяч человек, на избирательные участки 14 сентября при условии стопроцентной явки могут прийти всего лишь 39 тысяч, это 7,2 процента от числа избирателей республики. Данное обстоятельство позволяет говорить, что острой конкурентной борьбы на выборах ожидать не следует, за редким исключением, как например, в Петрозаводске, где активны политические оппоненты. Напомним, органы местной власти сформированы в Карелии были еще в прошлом году, в этом избирательном сезоне они лишь доукомплектовываются.

Борьба развернется за 81 вакантное место, преимущественно за депутатские мандаты (78 мест) и в трёх округах избиратели выберут глав поселений - в Рабочеостровске Кемского района, Кедрозере Кондопожского района и Ладва-Ветке Прионежского района. Всего 208 кандидатов будут соперничать за попадание в органы местной власти. На стадии выдвижения число их было несколько больше (235 чел.), однако шестнадцати соискателям отказано в регистрации. И еще нужно уточнить, что численность персон, баллотирующихся в органы власти, меньше числа кандидатов. Объясняется это тем, что в некоторых случаях один и тот же человек одновременно зарегистрировался кандидатом в нескольких округах. Закон этого не запрещает, но надо понимать, если таким кандидатам на выборные должности посчастливится вдруг одновременно избраться в нескольких округах, то это будет означать, что кого-то из своих избирателей они опять оставят без представителей в органах власти. Так что подобная «тактическая хитрость» кандидатов обрекает избирателей на очередные довыборы. Впрочем, как гласит русская пословица: погонишься за двумя зайцами, ни одного не поймаешь.

Обратим внимание на то, что число выдвинутых кандидатов в органы власти от политических партий (134 чел.) нынче больше числа самовыдвиженцев (101 чел). В прежние годы данная пропорция была обычно обратная. А если сравнить численность зарегистрированных кандидатов, идущих на выборы от политических партий (60.6%) с зарегистрированными же самовыдвиженцами (39.4%), то становится очевидным, что партийно-кандидатское представительство однозначно превалирует, что, подчеркнем, не характерно для выборов муниципального уровня.

По возрасту и полу

Мужчин в органы местной власти идёт больше, чем женщин: 60 к 40 процентам. По возрастному составу больше всего кандидатов в возрастном диапазоне от 30 до 49 лет (в сумме их 53%). Молодых людей возрастом до 30 лет – 32 процента. По уровню образования фиксируются два состояния кандидатов: почти 39% имеют высшее образование, и около 32% - среднее профессиональное. Больше трети кандидатов, сообщая о своем профессиональном статусе, попадают в разряд людей работающих в сфере экономики (35%), остальные специальности дробны: в этом перечне - образование и наука (8%); органы исполнительной власти (5%), культура, искусство, спорт (3.5%), СМИ (3%) и т.д. Основным кадровым ресурсом для наполнения органов местной власти являются служащие (более 41%), на второй позиции – рабочие (11%) и на третьем месте по политической активности – пенсионеры (их в списках почти 10%). Довольно высок процент лиц являющихся безработными (6,5%) и на удивление мало идут в органы местной власти частные предприниматели (4.5%).

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что за должности глав поселений соперничают преимущественно мужчины (из девяти кандидатов лишь одна женщина), тогда как за депутатские мандаты женщины соперничают довольно активно (41 «женский процент» против 59 «мужских»).

Судимые

В феврале нынешнего года были внесены изменения в закон об основных гарантиях избирательных прав, и одна из норм обязала граждан, желающих баллотироваться в органы местной власти, сообщать в избирательные комиссии о наличии у них судимости, в том числе и в тех случаях, когда судимость снята или погашена. По словам председателя Центризбиркома Карелии Алексея Бахилина, на начальном этапе избирательной кампании зафиксировано было семнадцать граждан, имевших судимость, но в конечном счете регистрацию из них прошли только 9 человек.

Конкуренция

Рассмотрим уровень состязательности на выборах отдельно для двух групп кандидатов. Сначала проанализируем предвыборную картину в сегменте борющихся за должности глав поселений (это, напомним, три округа), и затем посмотрим, кто бьется за депутатские мандаты. Сразу скажем, что абсолютно во всех избирательных округах выборы пройдут, в том смысле, что во всех округах зарегистрировались кандидаты, хотя и не везде мы обнаружим конкурентную борьбу.

За три должности глав поселений соперничают девять кандидатов, по три в каждом округе. Более 55 процентов из них представляют политические партии: «Единая Россия» отрядила на выборы троих, закрыв все избирательные округа, ЛДПР – двоих кандидатов.

Конкурентная среда на выборах депутатского корпуса разнообразнее. Из 78 округов в 16-ти конкуренция как таковая отсутствует, выборы здесь безальтернативные, то есть на один мандат претендует по одному кандидату. Такие соискатели власти будут «бороться» с графой «против» в избирательном бюллетене, и если за безальтернативного кандидата проголосует не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании, то они получат депутатские мандаты.

В 27-ми избирательных округах за один мандат соперничают по два кандидата в депутаты, в 17-ти округах – по три кандидата, и в 11-ти – по четыре кандидата. Всё что выше этой планки (такое тоже имеется) – везде по одному избирательному округу. Назовем эти места действительно острой конкурентной борьбы: пять кандидатов на одно место в Костомукшском горсовете (избирательный округ № 5), восемь кандидатов на место – в Деревянском сельском поселении Прионежского района, и настоящая «битва» ожидается на Петрозаводском «фронте», где в одном округе десять кандидатов (округ № 24), а на другом – девять (округ № 25). Причем, могло быть и больше, но не все из них были зарегистрированы (семерым отказано из-за нарушения ими норм выборного законодательства).

*Рабочеостровский избирательный округ № 9, Кемский район; Костомукшский горсовет ио-15; Паданский ио-6, Медвежьегорский р-н; Олонецкий райсовет ио-13; Шуйский ио-7, Прионежский р-н; Матросский ио-7, ио-9, Пряжинский р-н; Пряжинский горсовет ио-4; Пудожский горсовет ио-12; Сегежский горсовет ио-3, ио-13.

Партийное представительство на выборах

Перед тем как представим статистику, оговоримся, что численный список выдвинувшихся кандидатов в депутаты МСУ изначально был чуть больше, однако не все соискатели власти, сообщает председатель ЦИК Карелии А. Бахилин, прошли процедуру регистрации. В принципе данный этап практически все партии, заявившиеся для участия на выборах, преодолели, в общем-то, благополучно. Всего 7 «партийных кандидатов» по разным причинам сошли с дистанции на старте. А вот отсев в сегменте самовыдвиженцев оказался выше: здесь выпали из предвыборной гонки 20 кандидатов.

В итоге у «единороссов» после завершения этапа регистрации включились в борьбу за депутатские мандаты 74 человека («единороссы», к слову, не участвуют в выборах в Петрозаводский горсовет, что, по нашему мнению, следует считать тактическим маневром, когда ставка сделана на самовыдвиженцев), 32 кандидата ведет в советы депутатов ЛДПР, на третей позиции по партийной представленности - КПРФ с семью кандидатами, и замыкают ряд партии - «Яблоко» (5 чел.), «Коммунисты России» (3 чел.), «Гражданская платформа» (1 чел.).

Партийная фаланга кандидатов в депутаты вполне внушительная 122 человека (61%). На начальном этапе о своем желании побороться за власть заявляла также партия «Российский объединенный трудовой фронт», однако единственный её кандидат самоустранился от участия в выборах.

Партийно-политическую активность при том нельзя назвать высокой. Если помнить, что на территории Карелии официально представлены 31 политическая партия (существуют их региональные отделения), то участие в выборах всего шести партийных групп – показатель вполне скромный. Обратим внимание на то, что из парламентских партий, представленных в Законодательном собрании республики, в выборах не участвует региональное отделение партии «Справедливая Россия».

Если к кандидатскому корпусу в депутаты присовокупить еще и тех партийцев, которые баллотируются на должности глав поселений, то общая картина партийного участия будет выглядеть следующим образом.

Текущее состояние

События последнего времени, имеющие отношение к выборам в органы местной власти, позволяют говорить о том, что пока всё проходит в штатном режиме, в территориальные избирательные комиссии в данный момент не поступало заявлений о нарушениях выборного законодательства, говорит председатель Центральной избирательной комиссии Алексей Бахилин.

Председатель Союза журналистов Карелии,


кандидат исторических наук,


директор Центра политических и социальных исследований


Республики Карелия


Анатолий Цыганков

"