Posted 9 июля 2014,, 16:14

Published 9 июля 2014,, 16:14

Modified 12 ноября 2022,, 08:56

Updated 12 ноября 2022,, 08:56

Проговорились

9 июля 2014, 16:14
Проговорились

От дискуссии о реформе МСУ на последней в этом политическом сезоне сессии Законодательного собрания Карелии, честно говоря, многого не ожидалось. Потому, что вопрос о том, какую модель местного самоуправления выбрать в республике, последнее время настолько широко и открыто дебатировался на самых разных площадках, в том числе в парламенте, что позиции разных политических сил и отдельных персон были уже хорошо известны. Тем не менее, обсуждение на заседании Заксобрания все же было отмечено любопытными высказываниями, которые, если их проанализировать, дают пищу для некоторых выводов.

Еще до начала широкого обсуждения в республике было ясно, что определенные политические силы постараются воспользоваться изменениями в федеральном законодательстве, чтобы навязать муниципалитетам свои представления о прекрасном, то есть свою модель МСУ. Не исключено, что кто-то из представителей этих сил и впрямь искренне считал, что прямые выборы всех сверху донизу – это так демократично, что спасу нет. А кто-то – и это предположение, если вспомнить реальную политическую практику, имеет право на жизнь –руководствовался совсем не столь идеалистическими мотивами. Не секрет, что в сломе сложившейся сейчас в районах системы МСУ весьма заинтересованы, в частности, местные олигархи – те из них, кто создает и постоянно подпитывает собственные электоральные сети и армии агитаторов в надежде на «лучшие времена». То есть времена, которые бы вновь открыли широкие возможности для этих олигархов приводить в местную власть своих людей.

«Любой может выиграть»

Не верится, если честно, что даже самые идеалистичные сторонники прямых выборов в районах этого могут не понимать. Может быть, отсюда их, так сказать, оговорки по Фрейду. Вот,например, депутат Александр Степанов на сессии в очередной раз старался защитить законопроект, который десять парламентариев внесли еще в начале июня, едва Владимир Путин успел подписать поправки в федеральный закон. Оставим пока в стороне тот факт, что авторы инициативы при этом апеллируют к мнению якобы большинства жителей республики, хотя совершенно непонятно, как и когда они успели за несколько дней (поправки в ФЗ датируются 27 мая, а рождение депутатского законопроекта – 5 июня) выяснить это мнение. Интереснее другие причуды аргументации.

В частности, как заявил Александр Степанов, «когда будут выборы глав районов, их может выиграть любой, скорее всего, это будет самовыдвиженец». В ответ на это остается только сказать: так ведь в том-то и дело. «Любой» здесь ключевое слово. И ладно еще, если этим любым будет кухарка, которая, по ленинской версии, может управлять государством, если ее этому научить. Хотя и это тоже не самая радужная перспектива для жителей районов и поселений, где куча сложнейших проблем: дороги, аварийное жилье, ЖКХ. Пока эту гипотетическую кухарку будут учить, район рискует двадцать раз замерзнуть, сто раз сорвать муниципальные контракты, потерять неосвоенные дотации и субсидии и прочее.

И все, возможно, будет не по злому умыслу и не корысти ради, но людям-то от этого не легче. Ну а если другой вариант – ради нее, корысти все-таки? Про то, как некоторые самовыдвиженцы «самовыдвигаются» мы все знаем очень хорошо. Как знаем и то, кто их двигает, спонсирует, тащит в заветное руководящее кресло. И то, как и в чью пользу они потом из этого кресла руководят.

Разделение ответственности главы района и работающего по контракту главы администрации – это, конечно, не стопроцентная панацея от коррупционных скандалов и злоупотреблений, таковой вообще не существует. Но оно, как бы то ни было, не дает сосредоточить власть в районе в одних руках, которые могут оказаться не слишком чистыми. Оставляет возможность для разрыва контракта с недобросовестным управленцем. А система формирования районной представительной власти из состава избранных на прямых выборах депутатов и глав поселений становится серьезным барьером для олигархов, стремящихся продвинуть во власть свои креатуры. В небольших поселениях никому неизвестной и незнакомой «темной лошадке» гораздо труднее вызвать к себе доверие избирателей. В маленьких поселках, городках давно уже не верят залетным кандидатам, вдруг осчастлививших их своим появлением с обещаниями порадеть за интересы жителей.

Болезнь с летальным исходом?

А вот на районном уровне – дело другое, здесь уже гораздо больше возможностей подключить и армии агитаторов, и политтехнологии. Причем, пусть косвенно, в заинтересованности в такой модели признаются сами представители оппозиции – ну, по крайней мере, некоторые из них. Именно такие выводы напрашиваются из выступления депутата от «Яблока» Эмилии Слабуновой, которая заявила, что система делегирования, на сохранении которой настаивают муниципалитеты, не оставляет шансов пройти во власть представителям оппозиционных партий.

«Нам уже не систему фильтров предлагают, а просто мембранных технологий, сквозь которую не проникнет ни один микроб, тем более какие-то фигуры от оппозиционных партий», - сказала Слабунова.

Вообще, прозвучавшее из уст «яблочницы» сравнение, конечно, очень примечательное. Уж не знаю, как на него отреагировали представили других оппозиционных сил… Потому как микроб (не в научном, конечно, а в бытовом понимании) – это нечто хоть и мелкое, но вредоносное, подтачивающее живой организм и приводящее к его болезни. Возможно, даже с летальным исходом.

Таких «представителей» в местное самоуправление, разумеется, лучше не пускать – если нет задачи все развалить, вогнать район в экономический ступор и банкротство (такие примеры в Карелии были, один из самых ярких – Прионежье в пору его «яблочного цветения»). А уж тем более, если вспомнить, что муниципальный фильтр играет серьезную роль на выборах губернаторов (об этом, кстати, также упомянула депутат Слабунова), то сравнение, приведенное «яблочницей», внушает еще большую тревогу. Как-то страшновато представить, что за кандидатов в губернаторы одобрит такая зараженная и нездоровая муниципальная власть…

Кто боится конкуренции?

Кто-то, возможно, пожмет плечами: ну, не получилось у депутата блеснуть красноречием (хотя это с какой стороны посмотреть)… Но вопрос-то шире, потому что явственно вскрылась боязнь некоторых «оппозиционеров» конкурентной и открытой борьбы за доверие избирателей. Такой борьбы, когда, как уже сказано выше, гораздо сложнее рассчитывать на политтехнологии и кошельки спонсоров. И когда избиратели напрямую оценивают компетентность кандидата, знание и понимание проблем города или поселка, готовность их решать.А также, и это тоже, как особенно показывают события последнего времени, важно - гражданскую позицию, в том числе по государственным вопросам. Чтобы понять, что это за позиция, есть ли она вообще, или это действительно не представители альтернативной точки зрения на развитие страны, а микробы, способные разрушить государственный организм.

В связи с этим нельзя не отметить, как на сессии, отвечая Слабуновой, высказался депутат Сергей Пирожников из ЛДПР, припомнив скандальные высказывания лидера карельских «яблочников» Василия Попова по поводу воссоединения Крыма с Россией.

- Вот «Яблоко» говорит о том, что ни один глава района от оппозиционной партии никогда не пройдет. Можно подумать от вас, с вашей антигосударственной позицией по Крыму, пройдет хоть один глава района на сегодняшний день хоть где-нибудь. Однозначно нет, население это не поддерживает, - заявил Пирожников.

Не исключено, что подспудно понимание этого есть и у самих «яблочников». И из-за этого – постоянная путаница в показаниях, то есть, пардон, в аргументации. То они заявляют, что жители республики достаточно компетентны, чтобы сделать на районном уровне правильный выбор (для кого «правильный», не уточняется). То обвиняют общественность в муниципалитетах, глав и депутатов поселений, которых именно те сами жители Карелии и выбрали в том, что они поддержали систему делегирования в районной власти чуть ли не по недомыслию. Мол, сами не понимали, за что голосовали на общественных обсуждениях, за что ставили подписи под обращениями к Законодательному собранию. Ну, понятно, если это мнение не нравится «оппозиционерам», значит, оно неправильное, некомпетентное и тому подобное.

Все это, если честно, что-то до боли напоминает. А именно – «ватники», «колорады»… Что там еще? Над придумыванием каких еще уничижительных эпитетов изощряются некоторые видные представители российской «оппозиции», блогеры и прочее в адрес своих сограждан, поддержавших возвращение Крыма в Россию? Унижение и хамство стало уже фирменным стилем этих деятелей в интернет-дискуссиях по любому поводу.

Нет, к счастью, у нас в Карелии подобная стилистика в публичном, не анонимном пространстве вроде бы невозможна. Пока, по крайней мере, хотя, если вспомнить те же оскорбительные выпады Василия Попова, то об этом приходится говорить уже с меньшей уверенностью. Возможно, многое еще в этом смысле впереди: определенная группа бизнес-«элит», похоже, явно проигрывает на республиканском политическом поле.

Вот и одобрение большинством депутатов Заксобрания в первом чтении законопроекта об МСУ, внесенного главой Карелии, явно продемонстрировало: Александр Худилайнен умеет добиваться успеха в консолидации общественно-политических сил. Умеет слышать разные мнения, учитывать разные точки зрения. Это очень хорошо показала дискуссия о прямых выборах глав городских округов, городских и сельских поселений – после обсуждения с общественностью и политическими партиями выборность была зафиксирована в новом варианте законопроекта. В районах же определяющим стало мнение муниципалитетов, настаивавших на сохранении системы делегирования.Это и есть нормальная, здоровая политическая практика, основанная от открытой общественной дискуссии. Как выяснилось, оппоненты, к их прискорбию, победить в такой дискуссии не смогли.

"