Posted 24 апреля 2014,, 12:47

Published 24 апреля 2014,, 12:47

Modified 12 ноября 2022,, 09:00

Updated 12 ноября 2022,, 09:00

Первая трещина, или Лед тронулся

24 апреля 2014, 12:47
Первая трещина, или Лед тронулся

«Неожиданность», «непредвиденный поворот» и даже «скандал»… Так некоторые СМИ описывают то, что произошло на вчерашней сессии Петрозаводского городского совета. Читаешь подобные пассажи и хочется спросить: а в чем неожиданность-то? И уж тем более скандальность?

В моем понимании скандал – это все-таки что-то совсем иное. Это когда, например, спикер Петросовета Олег Фокин в прямом эфире ТВ оскорбляет академика Вячеслава Орфинского, называя его… Не буду повторять, кем. Затем пытается сделать все, чтобы не платить ученому назначенную судом компенсацию. А «молчаливое большинство» Петросовета не решается даже пожурить своего спикера, несмотря на бурю общественного возмущения и открытые письма с прямыми требованиями отставки председателя.

Так было осенью прошлого года. Удержавшийся на посту Олег Фокин продолжал руководить согласно, так сказать, расставленным приоритетам. О том, что это за приоритеты, выводы напрашивались сами собой. Практически с самого начала появления в кресле мэра Галины Ширшиной Петросовет, с подачи все того же «молчаливого большинства» почти во всем демонстрировал трогательное единение с городской администрацией. И в мэрии этим охотно пользовались, проводя, так сказать, нужные (не будем уточнять, для кого) решения. Апофеозом стал случай, когда для того, чтобы «помочь» горадминистрации избавиться от одного (!) неугодного руководителя, депутаты согласились изменить, ни много ни мало, устав города.

Все это выглядело тем более двусмысленно, если учесть, что было прекрасно известно: в кресло мэра Галину Ширшину привела «яблочная команда» бизнесмена Василия Попова. В нынешнем же созыве Петросовета оказалось немало членов, так сказать, другой «команды», которую в СМИ откровенно связывали с еще одной влиятельной в Петрозаводске бизнес-группой Девлетхана Алиханова. Она же до сентябрьских выборов сохраняла сильные позиции в предыдущей горадминистрации, при Николае Левине.

Журналисты и политологи, помнится, тогда обсуждали и делали прогнозы в духе «если слон на кита налезет, кто кого сборет»? Или договорятся? Правда, дискуссия к тому моменту уже изрядно запоздала: ее герои, похоже, прогнозов ждать не стали и все уже между собой порешали. Так что это было все равно, как обсуждать прошлогодний снег. Но главное, в этой дискуссии начисто забылся, как сейчас модно говорить, тренд, который в ходе избирательной кампании на пост мэра обозначился четко, хоть и не проявился в полной мере. Точнее, все те же герои, главные бизнес-«игроки» на поле избирательных технологий сделали все, чтобы он не проявился, не оформился в некую «третью силу».

Речь идет об отчетливо наблюдающемся общественном запросе на обновление городской власти. Почему логично использовать здесь настоящее время? Потому что, как следует из сказанного выше, никакого реального обновления так и не произошло. В городском политическом закулисье – те же лица, только в профиль. Те же кулуарные переговоры и договоренности. То же дежа вю с провоцированием конфликтов с республиканской властью. Словно кто-то упорно тянет город в старое замшелое болотце, где время застыло и только со дна изредка поднимаются пузыри, показывающие, что где-то там под поверхностью булькают интриги и амбиции местных «элит».

Петросовет – отдел мэрии?

Но… Никто, понятно, не любит банальностей, но и о них изредка вспоминать полезно. Например, о том, что нет ничего неизменного в этом мире, даже если речь идет о городе П. Сначала для «режима Ширшиной-Фокина» начали звенеть первые тревожные звоночки. Среди ряда депутатов Петросовета стали нарастать какие-то опасные (понятно, для кого) настроения. Народные избранники все настойчивее принялись поднимать неудобные для городских чиновников темы: срыв программы расселения аварийного жилья и важнейших муниципальных контрактов, скандал с попыткой отменить льготы для родителей детей-инвалидов, отвратительное качество уборки города… Отказались согласовывать непонятные эксперименты Ширшиной в коммунальной сфере за бюджетные (немалые!) деньги. И все откровеннее и громче заявляли: в мэрию же вроде бы пришла «новая команда профессионалов»? Где эти профессионалы, где результаты, хотя бы промежуточные, их работы?

Не думаю, что ошибусь, если предположу: часть депутатского корпуса почувствовала и тот самый запрос на обновление власти, и острое общественное разочарование от того, что запрос этот так и не был удовлетворен. А также то, насколько изрядно оказалось подорванным доверие горожан к Петросовету, который стал восприниматься едва ли не как отдел городской администрации.

Осознание этого произошло, надо сказать, довольно вовремя для представительной ветви городской власти: ведь в Петрозаводске начали звучать уже и призывы к роспуску горсовета. То есть речь, по сути, идет о политической выживаемости нынешнего созыва. Ну и, в общем-то, о политической репутации каждого из народных избранников в отдельности. Ведь те же заголовки в СМИ, они как звучат? «Петросовет согласился с решением мэрии…Петросовет принял…. Не стал возражать… Одобрил»… И избиратели скопом записывают всех депутатов в никогда не возражающее и дружное «одобрям-с».

На вчерашней сессии это восприятие, наконец, было сломано. Более половины из участвовавших в сессии народных избранников потребовали сместить Олега Фокина с поста спикера, а также произвести замену на должности вице-спикера, которую сейчас занимает Святослав Нефедов (бизнесмен, которого, ни для кого не секрет, также тесно связывают с «группой Алиханова»). Называть это «неожиданностью» или «непредвиденным поворотом» по меньшей мере нелепо. Ведь речь идет совсем не о недовольстве или решении депутатов подружить против кого-то. А об уже принявшей зримые очертания оппозиции, той самой «третьей силе», формирующейся в городских политических кругах как ответ на общественные настроения и ожидания.

Чего испугалась «команда профессионалов»?

Причем вчерашняя сессия со всей очевидностью показала и то, что этой «третьей силы», едва она успела проявиться, Галина Ширшина и те, кто за ней стоят, уже… боятся. Я в данном случае, конечно, говорю о внезапной отмене ежегодного отчета мэра перед депутатами.

Я, разумеется, не собираюсь копаться в подробностях о состоянии здоровья Галины Игоревны. За меня это уже сделали пиарщики самой же Галины Ширшиной, которые в своих СМИ принялись вовсю педалировать тему болезни мэра. Отмечу только, что эта медвежья услуга Галине Игоревне, еще, думаю, аукнется. По крайней мере, учитывая, что именно на этот период нездоровья пришелся срыв Галины Ширшиной на последней планерке в мэрии

Его уже тогда многие расценили как попытку градоначальницы свалить ответственность за то, что не получается решать городские проблемы, на других. А в контексте творчества пиарщиков мэра фраза «с больной головы, да на здоровую» приобретает этакое свежее звучание.

При этом, отмечу, в других изданиях проходила информация, что мэр в среду не «вышла на больничный», а продлила его. То есть оформлен он был ранее, а не в день сессии, что при этом не мешало мэру присутствовать на рабочем месте и в понедельник, и во вторник. В кулуарах ходят и устойчивые слухи, что больничный лист Галине Ширшиной подписала… депутат Петросовета Виктория Лунькова, которая работает врачом-терапевтом в Республиканской больнице. И по совместительству является членом «яблочной команды».

Если эти сведения правдивы, то они, конечно, очень красноречивы. Но даже если это только слухи – они показывают, насколько укрепилось мнение о том, что Галина Ширшина просто побоялась отчитываться перед депутатами, узнав, что они готовы поставить ей «неуд» за работу. Хотя, на мой взгляд, если говорить об испуге, то испугалась не только сама мэр, но и вся ее «команда». Там, похоже, осознали, что при изменившемся раскладе в Петросовете рассчитывать на безоговорочную защиту «молчаливого большинства» уже не приходится.

Но осознание это, видимо, свалилось на «яблочную команду» Попова, как снег на голову. То есть формирование оппозиции они реально проглядели. Предпосылки к этому воспринимали как разные тактические союзы отдельных депутатов (практика, которую сама группа Попова применяла весьма часто). Отсюда – паника, срыв отчета (формально ничто не мешало, чтобы вместо Ширшиной отчитался кто-нибудь из ее замов). Просто какая-то детская реакция: и впрямь как у двоечника, который боится идти на контрольную.

Вот это, на самом деле, можно назвать неожиданностью. Потому что действительно никто не ожидал, что «яблочная команда» не пройдет даже самый первый тест на прочность: по сути, она ведь еще даже не успела толком столкнуться с оппозицией. Эта команда просто… сбежала с поля первого же боя. Даже не попытавшись отстоять свои позиции. И это, на мой взгляд, первая заметная трещина в режиме, сложившемся в городской власти.

"